Библиотека как элемент инфраструктуры для популяризации аграрной науки (на примере Малой сельскохозяйственной академии СФНЦА РАН)
https://doi.org/10.31677/2311-0651-2024-43-1-185-200
Аннотация
Рассматриваются вопросы популяризации аграрной науки, формирования естественно-научного мировоззрения, развития научно-исследовательского потенциала учащейся молодёжи, прежде всего, школьного возраста, их ранней профориентации и построения долгосрочной карьерной траектории с целью подготовки высокопрофессиональных научных кадров и специалистов агропромышленной отрасли. В качестве примера реализации долгосрочного популяризационного проекта на базе научно-образовательной инфраструктуры научного городка представлена деятельность Малой сельскохозяйственной академии Сибирского федерального научного центра агробиотехнологий. Проведен анализ и систематизация функций всех участников проекта, описаны направления их взаимодействия. Особо отмечена роль Сибирской научной сельскохозяйственной библиотеки - филиала ГПНТБ СО РАН как многофункционального центра коммуникаций в сфере аграрной науки, а также в популяризации ее достижений среди подрастающего поколения.
Об авторах
Е. А. КретоваРоссия
Младший научный сотрудник.
Т. М. Гарке
Россия
Младший научный сотрудник.
Т. Н. Мельникова
Россия
Научный сотрудник.
Список литературы
1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 15.03.2021 № 143 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2016; Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 49. - Ст. 6887.
2. Концепция технологического развития на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru, 25.05.2023; Собрание законодательства РФ. - 2023. - № 22. - Ст. 3964.
3. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства РФ от 08.09.2022 № 2567р // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo.gov.ru, 12.09.2022; Собрание законодательства РФ. - 2022. - № 38. - Ст. 6481.
4. Большие вызовы и приоритеты научно-технологического развития // Научно-технологическое развитие Российской Федерации. - URL: https://xn--mlagf.xn—plai/challenges-priorities/ (дата обращения: 28.06.2023)
5. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 20 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru, 21.01.2020; Собрание законодательства РФ. - 2020. -№4,- Ст. 345.
6. Концепция развития аграрной науки и научного обеспечения агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года: утв. Приказом Минсельхоза России от 25.06.2007 № 342 // СПС КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=403386#LlVWZtTFHb9LVkB.
7. Масалов В.Н., Евдокимова О.В., Гончарова И.В. Преемственность в аграрном образовании как основа развития кадрового потенциала региона // Вестник аграрной науки / ОрелГАУ. - 2022. - № 2 (95). - С. 3-4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preemstvennost-v-agramom-obrazovanii-kak-osnova-razvitiya-kadrovogo-potentsiala-regiona (дата обращения: 05.07.2023).
8. Воронов А.С. Развитие научно-исследовательского потенциала молодежи и популяризация науки среди школьников, студентов и молодых ученых России // Государственное управление. Электронный вестник / МГУ. - 2020. - № 78. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchno-issledovatelskogo-potentsiala-molodezhi-i-populyarizatsiya-nauki-sredi-shkolnikov-studentov-i-molodyh-uchenyh-rossii (дата обращения: 05.07.2023).
9. Журавлева Е.В. Решение вопросов подготовки кадров через популяризацию науки и раннюю профориентацию школьников в области агро- и бионаправлений // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2023. - Т. 8, вып. 4. - С. 366-373. - URL: https://pedagogy-joumal.ru/article/ped20230056/fulltext (дата обращения: 05.07.2023).
10. Фурсов С.В. Научное волонтерство как новое направление добровольческой деятельности студентов и школьников (на примере платформы «волонтер-натуралист») // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2023. - Т. 8, вып. 1. - С. 37-45. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnoe-volonterstvo-kak-novoe-napravlenie-dobrovolcheskoy-deyatelnosti-studentov-i-shkolnikov-na-primere-platformy-volonter (дата обращения: 05.07.2023).
11. Популяризация науки: [раздел сайта] // Российская академия наук. - URL: https://new.ras.ru/work/populyarizatsiya-nauki/ (дата обращения: 24.10.2023).
12. Базовые школы РАН: [раздел сайта] II Российская академия наук. - URL: https://new.ras.ru/work/vzaimodeystvie-s-nauchno-obrazovatelnym-soobshchestvom/bazovye-shkoly-ran/ (дата обращения: 24.10.2023)
13. Шаталова О.В. Модель организации базовой опорной школы РАН // Инновационная наука. - 2019. - № 6. - С. 183-184. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-organizatsii-bazovoy-opomoy-shkoly-ran (дата обращения: 03.07.2023)
14. Десятилетие науки и технологий в России: [раздел сайта] //Наука.рф. - URL: https://xn—80aa3ak5a.хn—plai/about/ (дата обращения: 24.10.2023)
15. Путин считает, что в России недостаточно сделано для популяризации науки // ТАСС-Наука: сайт. -URL: https://nauka.tass.ru/nauka/16478413 (дата обращения 13.11.2023.
16. Объявлен федеральный проект популяризации науки и технологий // Поиск. - 2022. - 9 октября. - URL: https://poisknews.ru/themes/science-territory/obyavlen-federalnyj-proekt-populyarizaczii-nauki-i-tehnologij/ (дата обращения: 24.10.2023).
17. «Новая искренность» и инфраструктура - ученые обсудили проблемы популяризации науки II Российская академия наук. - 2022. - 26 января. - URL: https://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=21a8162a-e9f3-462a-b3ec-289dlba03eff (дата обращения: 24.10.2023).
18. Сибирское отделение ВАСХНИЛ: историко-хронологическая справка (1969-1989) / Всесоюз. акад, с.-х. наук им. В.И. Ленина, Сиб. отд-ние; под ред. П.Л. Гончарова, материал подобрал и обработал А.В. Карамзин. - Новосибирск: [б. и.], 1989. - 150 с.
19. Шубин Б.Ф. Научный городок Сибирского отделения ВАСХНИЛ II Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. - 1973. -№5,- С. 107-110.
20. С юбилеем, Малая сельхозакадемия! / А.М. Лыков II Краснообск. - 2009. - № 6 (21 февраля). - С. 5.
21. 20 лет Малой сельскохозяйственной академии: [материалы конференции, посвященной 20-летию МСХА] / отв. за вып. Н. О. Сухова; вступ. ст. П. Л. Гончарова. - Новосибирск: [б. и.], 1999. - 36 с.
22. Малая сельскохозяйственная академия школьников (МСХА) // МБОУ Краснообская СОШ № 1,-URL: https://schooll-krasnoobsk.edusite.ru/p46aal.html (дата обращения: 24.10.2023)
23. Проект создания специализированного класса естественнонаучного направления для одарённых детей в МБОУ Краснообской СОШ № 1 // Gigabaza.ru. - URL: https://gigabaza.ru/doc/50299.html (дата обращения: 24.10.2023).
24. МС'ХА: [раздел сайта] // Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий Российской Академии наук. - URL: https://sfsca.ru/education/msha/ (дата обращения: 24.10.2023)
25. Малая сельскохозяйственная академия СФНЦА РАН расширяется // Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий Российской Академии наук. - 2023. - 9 марта. - URL: https://sfsca.ru/news/razdel-2/malaya-selskokhozyaystvennaya-akademiya-sfhtsa-ran-rasshiryaetsya/ (дата обращения: 24.10.2023).
26. Ученые СФНЦА РАН провели ежегодное занятие «Открытой научно-практической школы для старшеклассников» при МСХА СФНЦА РАН // Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий Российской Академии наук. - 2022. - 24 октября. - URL: https://sfsca.ru/news/razdel-2/uchenye-sfntsa-ran-proveli-ezhegodnoe-zanyatie-otkrytoy-nauchno-prakticheskoy-shkoly-dlya-starshekla/ (дата обращения: 24.10.2023).
27. 1 Синягинские чтения. Вып. 2021. - Краснообск: СФНЦА РАН, 2021. - 46 с.
28. Гарке Т.М., Кретова Е.А., Мельникова Т.Н. Анализ информационных предпочтений ученых-аграриев Сибири // Инновации и продовольственная безопасность. - 2020. - №3.-С. 54-69.
29. Парадигма взаимодействия Сибирской научной сельскохозяйственной библиотеки и аграрных научно-исследовательских и образовательных учреждений Сибирского региона / А.С. Донченко, Т.Н. Мельникова, Т.М. Гарке, Е.А. Кретова // Сибирский вестник сельскохозяйственной науки. -2О21.-Т.51,№5.-С. 108-117.
30. Гарке Т.М., Кретова Е.А.,Мелъникова Т.Н. Деятельность СибНСХБ - филиала ГПНТБ СО РАН по сохранению единого информационного пространства аграрной науки Сибири // Информационные технологии, системы и приборы в АПК: Агроинфо-2018: материалы 7-й Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирская область, р.п. Краснообск, 24-25 октября 2018 г.). - Новосибирск; Краснообск: СФНЦА РАН, 2018. - С. 201-206.
31. Мельникова Т.Н., Гарке Т.М., Кретова Е.А. Сохранение аутентичности отраслевой научной библиотеки в условиях реорганизации (на примере Сибирской научной сельскохозяйственной библиотеки) // Информационный бюллетень РБА. - 2017. - № 79. - С. 122-125.
32. Гарке Т.М., Кретова Е.А., Мельникова Т.Н. Сибирская научная сельскохозяйственная библиотека - филиал ГПНТБ СО РАН как социальный институт в системе научных коммуникаций аграрной науки Сибири // Информационные технологии, системы и приборы в АПК: АГРОИНФО-2021: материалы 8-й Междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирская область, р.п. Краснообск, 21-22 октября 2021 г.). - Новосибирск; Краснообск: СФНЦА РАН, 2021. - С. 51-55.
33. Дивеева Н.В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ростов-н/Д, 2014.- 186 с.
34. Замятина В.Ф. Под руководством наставников // Библиотекарь. - 1987. -№2,- С. 25.
Рецензия
Для цитирования:
Кретова Е.А., Гарке Т.М., Мельникова Т.Н. Библиотека как элемент инфраструктуры для популяризации аграрной науки (на примере Малой сельскохозяйственной академии СФНЦА РАН). Инновации и продовольственная безопасность. 2024;(1):185-200. https://doi.org/10.31677/2311-0651-2024-43-1-185-200
For citation:
Kretova E.A., Garke T.M., Melnikova T.N. Library as an element of infrastructure for the popularization of agricultural science (by the example of the Small Agricultural Academy of SFRCA RAS). Innovations and Food Safety. 2024;(1):185-200. (In Russ.) https://doi.org/10.31677/2311-0651-2024-43-1-185-200